воскресенье, 11 мая 2014 г.

Красный Берег

Камусьцi дораг Крымскi бераг,
Той, што за трыдзевяць зямель,
А для мяне Чырвоны Бераг
Мая калыска i купель.
Чырвоны Бераг, край радзiмы
Тваей красой я ганарусь.
Ты для мяне навек любiмы,
Як наша мацi- Беларусь.
                 П.Н. Ткачоý

Наше путешествие началось с творческого вечера моего земляка Леонида


Рубенштейна – инженера, изобретателя, поэта, общественного деятеля. Человека, про которого можно очень долго и интересно рассказывать. На вечере прозвучала песня на его стихи про мемориал, посвященный детскому концлагерю в местечке Красный Берег. 

От Бобруйска доехали на электричке за 50 минут. Нас встретил аккуратный чистенький вокзал, как и все виденные мной в Беларуси. Приветливая попутчица указала нам направление, где находится мемориал.
Мы отправились пешком. Дорогой нас сопровождало пение соловьев. Красота природы радовала глаз.


Вскоре дорога привела нас к мемориальному комплексу.

Вид на мемориал сверху

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

В годы Второй Мировой Войны на территории учебного хозяйства Красный Берег Жлобинского района немецкие войска создали сборный пункт для детей в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей. 

Свозили деток фашисты не только из близлежащих районов, а и из других областей, а также России и Украины. Тут находился так называемый пересылочный пункт. В Красном Береге у детей брали кровь на пробу, после чего отправляли в Германию, другие донорские лагеря. Ребята с универсальной (первой) группой становились полными донорами. По свидетельствам очевидцев, брали кровь и в самом Красном Береге. Ее переливали немецким солдатам и офицерам, которые лечились в госпитале на территории усадьбы Козел-Поклевских.

Если обескровленные дети теряли сознание, им смачивали губы ядом: чтобы долго не мучились…

Сколько детей прошло через этот ад, сколько их погибло, сегодня не знает никто. На территории усадьбы нет ни одного захоронения: тела сжигали. Известно лишь, что около двух тысяч малолетних узников вывезли в Германию.

Вот что рассказал о тех событиях бывший узник Красного Берега, уроженец деревни Казимирово Жлобинского района Петр Киселев, который попал в лагерь 12-летним подростком:

— В нашу деревню немцы ворвались ночью. По специальному списку, составленному старостой, забирали у матерей детей, бросали в машину. Повезли нас в Красный Берег и кинули за проволоку в три ряда. Посередине — проход, где собаки бегали страшные. Дети плакали… Где-то неделю продержали нас в Красном Береге, пока не набрали целый состав. Повезли в Германию. Некоторые пытались убежать, спрыгивали на ходу с поезда. Но шанса спастись не было: автоматчики стреляли метко…

Именно в деревне Красный Берег 28 июня 2007 года был торжественно открыт мемориальный комплекс, посвященный детям — жертвам Великой Отечественной войны. Спроектировала его творческая мастерская заслуженного архитектора Республики Беларусь, лауреата Ленинской премии Леонида Левина. За эту работу Леонид Менделевич вместе со скульптором Александром Финским и художником Светланой Катковой был удостоен Государственной премии Беларуси. 

Среди огромного яблоневого сада была создана «Площадь Солнца» – памятник, аналогов которому на территории СНГ нет.

Окружает весь комплекс молодой яблоневый сад… Местные краеведы рассказывают, что поэтическое название их деревни — Красный Берег — родилось от необыкновенного сада, который когда-то вырастил здесь некий ботаник Незведский. Это были красные китайские яблони. Они имели коричневые стволы, цвели красным «дымом» — и в положенный срок на них появлялись красные плоды. Ботаник тот словно чувствовал, что некогда здесь прольется много ярко-красной детской крови…

Мемориал открывает скульптура одиноко стоящей девочки, лицо которой перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками она словно защищается от всех страхов войны.

Центром композиции уникального памятника-ансамбля является «Площадь Солнца». «Лучи»-аллеи расходятся по всему яблоневому саду. Один из них чёрного цвета – «Луч Памяти» является главным входом в комплекс и следует через «мёртвый класс» из белых парт и школьной доски. На доске – полные боли и отчаяния слова белорусской девочки Кати Сусаниной, которые она написала отцу из немецкой неволи.

«Дорогой, добрый папенька! 


Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. 

Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. 

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу, мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон!». И офицер выстрелил маме в рот… 

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. 

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. 

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, — и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. 

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», — сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку. 

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. 

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник, тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. 

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. 

Не хочу больше мучаться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. 

Твоя дочь Катя Сусанина. 

Март, 12, Лиозно, 1943 год. 

P. S. Мое сердце верит: письмо дойдет». 

В центре «Площади Солнца» находится Кораблик Надежды – воплощение детских мечтаний. На его белоснежных парусах — имена детей, которых в июне 1944 года освободили из концлагеря наши солдаты. За корабликом — 24 витража с рисунками детей нескольких послевоенных лет. Они были отобраны из архива студии известного минского педагога Сергея Каткова (у которого когда-то учился и архитектор Левин). В белых рамах — принцессы, цветы, птицы, цирковые артисты… 


Мемориал детям – жертвам войны в Красном Береге впечатляет всех посетителей. Ежегодно здесь проводятся детские праздники. А сам мемориал включён в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины». 



Рядом с мемориалом расположен коттеджный поселок. Вот она – Белая Русь! 



В Красном Береге сохранился единственный в районе памятник дворцово-парковой архитектуры 2-й половины 19 в. Это бывшее имение принадлежало во второй половине 19 века генерал-лейтенанту инженерии 

Михаилу Готовскому. Через его дочь Марию как приданое имение перешло к Викентию Козелл-Поклевскому, наследнику огромной собственности на Урале и в Сибири, 


. Выстроенная с большим вкусом и с подлинным размахом помещичья усадьба включала в себя дворец, флигель, хозяйственные постройки, парковые композиции, взятые в кирпичную ограду с Брамой.

Одновременно с сооружением дворца был разбит пейзажный (английский) парк, посажен плодовый сад, создан фазанарий. Из сада через парк к реке Добосна протянули канал с тремя мостиками. Основу парка до сих пор составляют деревья хвойных пород, но растут тут и дубы, липы, каштаны. 



Есть и экзотические деревья: ель красная, липа американская, сосна веймутовая, бархат амурский, клен серебристый, клен остролистый, орех грецкий. Территория парка составляет 4га.






На территории бывшей усадьбы в 1920 году было организовано сельско-хозяйственное училище. Сейчас это Краснобережский Агротехнический колледж.


Памятник солдатским матерям

Комментариев нет:

Отправить комментарий